Вечные темы российской жизни: почем и почему у нас такие дороги
Одна из вечных тем для России – дороги. Несмотря на огромные финансовые вливания качество дорожного покрытия все еще остается сомнительным. От чего же зависит цена дорог и их качество. Для специалистов нет однозначного ответа и здесь стоит брать во внимание целый ряд факторов – особенности рельефа,
ширина дороги, количество полос движения, инженерные конструкции (мосты, эстакады, туннели).
Но наверное самой большой статьей расходов является (причем это мнение публично высказывал президент) – воровство! Около 30% бюджета поглощается именно нечестными участниками проектов.
В итоге в текущем году стоимость строительства одного километра дороги в столице уже составляет 51,7 миллиона долларов. В целом по стране дороги стоят в три раза дешевле – 17,6 миллионов. Для сравнения километр дороги в Евросоюзе обходится не более чем в 6,9 миллиона долларов, в США 5,9 миллионов, в Китае – 2,2 миллиона.
Если бы качество соответствовало цене, то, конечно, вопросов бы не было. Но ведь бывает так, что еще не успели закончить строительство, а дорога уже начинает разваливаться.
Российские методы не только в строительстве, но и во всех сферах жизни всегда отличались уникальностью. И в случае с дорогами ситуация похожая – расчет стоимости включает мероприятия по выкупу земли, расселение жителей, переносу коммуникаций. Наиболее затратный фактор – переселение жителей домов, попавших в зону строительства. На это уходит обычно львиная доля бюджета. Попробуем разобраться «как это было» на примере нескольких грандиозных строек.
МКАД проектировали в 1937 году и строили в годы Великой Отечественной войны. Вариант реализации проекта был упрощенным – за месяц построили 30 километров нового дорожного полотна, реконструировали около 100 километров существующей дороги. Позже кольцевая еще несколько раз реконструировалась, последняя версия строилась в 90-е годы 20 века.
На первом этапе реконструкции строители занимались освещением и устройством барьерного ограждения для уменьшения количества лобовых столкновений. Второй этап работ начался в 1995 году, в ходе которого выполнили поистине колоссальный объем задач, а магистраль привели к высшим международным стандартам.
На всех 109 километрах трассы было расширено земляное полотно до 50 метров, что составило в общей сложности 20,2 миллионов метров квадратных, было уложено 1960 тыс. квадратных метров щебня, 4322 тыс. «квадратов» бетона, устроены по пять полос движения в обе стороны.
В итоге в ходе работ были переустроены 3365 действующих коммуникаций, построены 76 мостов и путепроводов, среди которых 6 больших мостов через Москву-реку. В ходе реализации проекта подумали и про пешеходов создав 49 надземных и 4 подземных перехода. За безопасностью на магистрали следят 26 постов службы управления движением.
Столь масштабные работы не могли не обрасти легендами. Есть версия, что дорогу заузили на целых 10 сантиметров. А Следственный комитет МВД действительно возбудил уголовное дело о хищении денежных средств при строительстве дороги. По данным следствия за период 1992 – 1997 годов было похищено более 255 миллиардов рублей, что сопоставимо со слухами о заужении дороги. Но в январе 2009 года Балашихинский суд области прекратил дело о хищении на строительстве МКАД по причине истечении срока давности.
По вопросу ширины дороги вроде бы есть отклонения, но все в пределах допустимой нормы. Дорога укладывается в стандарт СНиП, а среднее арифметическое по замерам составило +4 сантиметра. То есть дорога даже шире, а не уже, чем планировалось по проекту. Хищения были, но на ширине дороги это все же не сказалось.
КАД
В ноябре прошлого года состоялось открытие Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Первая очередь проекта, именуемая Восточное полукольцо, прошла от станции метро «Горская» до федеральной автодороги М-10. Вторая очередь (Западное полукольцо) соединила станцию «Бронка» с той же трассой М-10.
Длина Восточного полукольца – 66 километров, Западного – 51 километр. С учетом участка, который проходит по гребню защитных сооружений от наводнений длина дороги составляет 142 километра.
За почти 10 лет построили 26 развязок и 106 мостов. Строительство КАД началось в северной столице в 2001 году, а уже в 2008 году первые автомобили поехали по Восточному полукольцу трассы. Проект обошелся казне в 136 миллиардов рублей, или примерно 1 миллиард рублей на каждый километр.
ТТК
Третье транспортное кольцо – одна из трех кольцевых дорог Москвы, общая его длина 36 километров. Большая часть дороги построена в конце 90-х – начале 2000-х годов, а некоторые участки прошли по существовавшим ранее улицам и мостам.
Из 36 километров ТТК 19 – эстакады, 5 – тоннели. Ширина дорожного полотна почти на всем протяжении – 8 полос, в редких исключениях – 6. В составе ТТК 17 транспортных развязок. Пешеходные переходы на одной уровне с дорогой отсутствуют, что позволяет сделать движение непрерывным.
Строительство Третьего кольца обошлось налогоплательщикам в 100 миллиардов рублей или примерно в 4,6 миллиарда долларов. Традиционной частью строительства стали махинации. При строительстве Лефортовского тоннеля выявили завышение цены. Первоначально работы по его возведению были оценены в 1,5 миллиарда долларов, но позже в Счетной палате обнаружили завышение цены не менее чем на 5 миллиардов рублей. Результатом махинаций стало то, что тоннель стал односторонним и менее глубоким. Но цена километра осталась рекордной – более 100 миллионов долларов.
ЧТК
Уже давно говорят о планах по строительству Четвертого транспортного кольца. Длина его, как предполагается, составит 74 километра. Большая часть дороги пройдет по эстакадам и туннелям, которых еще не существует.
На сегодняшний день ведутся работы на участке Измайловское шоссе – шоссе Энтузиастов. Движение здесь пойдет по эстакаде. На следующем этапе движение запустят от Измайловского шоссе до Открытого шоссе, а потом от шоссе Энтузиастов до Волгоградского проспекта. После этого планируется открыт участок от Открытого шоссе до Ленинградского. И на последнем этапе – от Ленинградского шоссе до Большой Филиевской улицы.
Цена проекта оказалась привычно высокой. Первый участок ЧТК длиной всего 4 километра обошелся в 66,6 миллиардов рублей, на которые было создано 460 000 «квадратов» дорожного покрытия, 18 эстакад, две наземные многоуровневые парковки на 5 000 мест, 92 километра инженерных коммуникаций, 118 километров кабельных линий, строительство надземных и подземных переходов, 40 километров железнодорожного полотна.
При таких затратах на километр дороги Четвертное транспортное кольцо обойдется городу более чем в триллион рублей. На такие затраты в мэрии пока не готовы. По словам Сергея Собянина придется лет 10 «пахать на Четвертое кольцо» и ничего не строить в городе вообще. Проект после критики столичного градоначальника подвергся пересмотру, и если и будет реализован, то в усеченном варианте.
Дороговизна отечественных дорог состоит не только в том, что воруют, но еще и в нерациональном использовании ресурсов. Так 90% рабочего времени техника и рабочие просто стоят. Сроки сдачи объектов в связи с этим увеличиваются в 2 – 3 раза. Выплаты по кредитам и обязательства по взятой в лизинг технике автоматически увеличивается.
Переделка дорог также частое явление, которое делает работы дороже на 20 – 30%.
В 2011 – 2013 году на строительство дорог в стране планируется выделить 139 миллиардов рублей. Сколько дорог мы получим за эти деньги и в каком качестве, покажет время.
Ларионов Дмитрий Владимирович, Заместитель председателя ЦИК, главный редактор "Информационно-аналитической газеты "Крестьянский Фронт"