Вечные темы российской жизни: почем и почему у нас такие дороги

Одна из вечных тем для России – дороги. Несмотря на огромные финансовые вливания качество дорожного покрытия все еще остается сомнительным. От чего же зависит цена дорог и их качество. Для специалистов нет однозначного ответа и здесь стоит брать во внимание целый ряд факторов – особенности рельефа,

ширина дороги, количество полос движения, инженерные конструкции (мосты, эстакады, туннели).
Но наверное самой большой статьей расходов является (причем это мнение публично высказывал президент) – воровство! Около 30% бюджета поглощается именно нечестными участниками проектов.
В итоге в текущем году стоимость строительства одного километра дороги в столице уже составляет 51,7 миллиона долларов. В целом по стране дороги стоят в три раза дешевле – 17,6 миллионов. Для сравнения километр дороги в Евросоюзе обходится не более чем в 6,9 миллиона долларов, в США 5,9 миллионов, в Китае – 2,2 миллиона.
Если бы качество соответствовало цене, то, конечно, вопросов бы не было. Но ведь бывает так, что еще не успели закончить строительство, а дорога уже начинает разваливаться.
Российские методы не только в строительстве, но и во всех сферах жизни всегда отличались уникальностью. И в случае с дорогами ситуация похожая – расчет стоимости включает мероприятия по выкупу земли, расселение жителей, переносу коммуникаций. Наиболее затратный фактор – переселение жителей домов, попавших в зону строительства. На это уходит обычно львиная доля бюджета. Попробуем разобраться «как это было» на примере нескольких грандиозных строек.
МКАД проектировали в 1937 году и строили в годы Великой Отечественной войны. Вариант реализации проекта был упрощенным – за месяц построили 30 километров нового дорожного полотна, реконструировали около 100 километров существующей дороги. Позже кольцевая еще несколько раз реконструировалась, последняя версия строилась в 90-е годы 20 века.
На первом этапе реконструкции строители занимались освещением и устройством барьерного ограждения для уменьшения количества лобовых столкновений. Второй этап работ начался в 1995 году, в ходе которого выполнили поистине колоссальный объем задач, а магистраль привели к высшим международным стандартам.
На всех 109 километрах трассы было расширено земляное полотно до 50 метров, что составило в общей сложности 20,2 миллионов метров квадратных, было уложено 1960 тыс. квадратных метров щебня, 4322 тыс. «квадратов» бетона, устроены по пять полос движения в обе стороны.
В итоге в ходе работ были переустроены 3365 действующих коммуникаций, построены 76 мостов и путепроводов, среди которых 6 больших мостов через Москву-реку. В ходе реализации проекта подумали и про пешеходов создав 49 надземных и 4 подземных перехода. За безопасностью на магистрали следят 26 постов службы управления движением.
Столь масштабные работы не могли не обрасти легендами. Есть версия, что дорогу заузили на целых 10 сантиметров. А Следственный комитет МВД действительно возбудил уголовное дело о хищении денежных средств при строительстве дороги. По данным следствия за период 1992 – 1997 годов было похищено более 255 миллиардов рублей, что сопоставимо со слухами о заужении дороги. Но в январе 2009 года Балашихинский суд области прекратил дело о хищении на строительстве МКАД по причине истечении срока давности.
По вопросу ширины дороги вроде бы есть отклонения, но все в пределах допустимой нормы. Дорога укладывается в стандарт СНиП, а среднее арифметическое по замерам составило +4 сантиметра. То есть дорога даже шире, а не уже, чем планировалось по проекту. Хищения были, но на ширине дороги это все же не сказалось.
КАД
В ноябре прошлого года состоялось открытие Кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга. Первая очередь проекта, именуемая Восточное полукольцо, прошла от станции метро «Горская» до федеральной автодороги М-10. Вторая очередь (Западное полукольцо) соединила станцию «Бронка» с той же трассой М-10.
Длина Восточного полукольца – 66 километров, Западного – 51 километр. С учетом участка, который проходит по гребню защитных сооружений от наводнений длина дороги составляет 142 километра.
За почти 10 лет построили 26 развязок и 106 мостов. Строительство КАД началось в северной столице в 2001 году, а уже в 2008 году первые автомобили поехали по Восточному полукольцу трассы. Проект обошелся казне в 136 миллиардов рублей, или примерно 1 миллиард рублей на каждый километр.
ТТК
Третье транспортное кольцо – одна из трех кольцевых дорог Москвы, общая его длина 36 километров. Большая часть дороги построена в конце 90-х – начале 2000-х годов, а некоторые участки прошли по существовавшим ранее улицам и мостам.
Из 36 километров ТТК 19 – эстакады, 5 – тоннели. Ширина дорожного полотна почти на всем протяжении – 8 полос, в редких исключениях – 6. В составе ТТК 17 транспортных развязок. Пешеходные переходы на одной уровне с дорогой отсутствуют, что позволяет сделать движение непрерывным.
Строительство Третьего кольца обошлось налогоплательщикам в 100 миллиардов рублей или примерно в 4,6 миллиарда долларов. Традиционной частью строительства стали махинации. При строительстве Лефортовского тоннеля выявили завышение цены. Первоначально работы по его возведению были оценены в 1,5 миллиарда долларов, но позже в Счетной палате обнаружили завышение цены не менее чем на 5 миллиардов рублей. Результатом махинаций стало то, что тоннель стал односторонним и менее глубоким. Но цена километра осталась рекордной – более 100 миллионов долларов.
ЧТК
Уже давно говорят о планах по строительству Четвертого транспортного кольца. Длина его, как предполагается, составит 74 километра. Большая часть дороги пройдет по эстакадам и туннелям, которых еще не существует.
На сегодняшний день ведутся работы на участке Измайловское шоссе – шоссе Энтузиастов. Движение здесь пойдет по эстакаде. На следующем этапе движение запустят от Измайловского шоссе до Открытого шоссе, а потом от шоссе Энтузиастов до Волгоградского проспекта. После этого планируется открыт участок от Открытого шоссе до Ленинградского. И на последнем этапе – от Ленинградского шоссе до Большой Филиевской улицы.
Цена проекта оказалась привычно высокой. Первый участок ЧТК длиной всего 4 километра обошелся в 66,6 миллиардов рублей, на которые было создано 460 000 «квадратов» дорожного покрытия, 18 эстакад, две наземные многоуровневые парковки на 5 000 мест, 92 километра инженерных коммуникаций, 118 километров кабельных линий, строительство надземных и подземных переходов, 40 километров железнодорожного полотна.
При таких затратах на километр дороги Четвертное транспортное кольцо обойдется городу более чем в триллион рублей. На такие затраты в мэрии пока не готовы. По словам Сергея Собянина придется лет 10 «пахать на Четвертое кольцо» и ничего не строить в городе вообще. Проект после критики столичного градоначальника подвергся пересмотру, и если и будет реализован, то в усеченном варианте.
Дороговизна отечественных дорог состоит не только в том, что воруют, но еще и в нерациональном использовании ресурсов. Так 90% рабочего времени техника и рабочие просто стоят. Сроки сдачи объектов в связи с этим увеличиваются в 2 – 3 раза. Выплаты по кредитам и обязательства по взятой в лизинг технике автоматически увеличивается.
Переделка дорог также частое явление, которое делает работы дороже на 20 – 30%.
В 2011 – 2013 году на строительство дорог в стране планируется выделить 139 миллиардов рублей. Сколько дорог мы получим за эти деньги и в каком качестве, покажет время.
Ларионов Дмитрий Владимирович, Заместитель председателя ЦИК, главный редактор "Информационно-аналитической газеты "Крестьянский Фронт"

Найти на сайте

Полезные статьи

Выбираем черепицу правильно

Выбираем черепицу правильно

От выбора кровельного материала напрямую зависит вопрос защищенности вашего дома от осадков, перепадов температур, а...

Подробнее »
Загородный дом - особенности инженерных коммуникаций

Загородный дом - особенности инженерных коммуникаций

Мечтой каждого второго городского жителя является целиком автономный в плане коммуникаций загородный дом. Для того...

Подробнее »
Оригинальные решения в отделке потолка

Оригинальные решения в отделке потолка

Такой материал как дерево давно уже стал излюбленным для многих архитекторов благодаря своим натуральным свойствам...

Подробнее »
Пенополиуретан зкрытоячеистый и открытоячеистый

Пенополиуретан зкрытоячеистый и открытоячеистый

Наиболее прогрессивным на сегодняшний день, а также экономически выгодным с точки зрения энергосбережения и безопасным...

Подробнее »