Куда идем? Что немцу ВТО, то русскому…
На состоявшейся 29 февраля в Торгово-промышленной палате Российской федерации конференции обсуждали вопросы вступления во Всемирную торговую организацию и ратификацию Госдумой договора с последней.
Есть мнение, что такой шаг не будет способствовать экономическому суверенитету страны.
На конференции выступали представители агропромышленного комплекса, представители власти и другие эксперты, в том числе:
- Глазьев Сергей Юрьевич
- Гартунг Валерий Карлович
- Делягин Михаил Геннадьевич
- Коломейцев Николай Васильевич
- Кобяков Андрей Борисович
- Фомин Александр Анатольевич
- Чуев Александр Викторович
- Нигматулин Булат Искандерович
- Хомяков Владимир Евгеньевич
- Калашников Максим
и многие другие. Председателем выступал Бабкин Константин Анатольевич.
Межрегиональное общественное движение "В защиту социальных и имущественных прав крестьян "Крестьянский Фронт" на конференции представляли Заместитель председателя ЦИК, главный редактор "Информационно-аналитической газеты "Крестьянский Фронт" Дмитрий Ларионов, и пресс-секретарь Роман Аванесов
Руководители промышленных и сельскохозяйственных предприятий, выступая на встрече, отметили, что уже сегодня Россельхозбанк и Сбербанк отказывают в выдаче кредитов предприятиям агропромышленного комплекса. Западные инвесторы также не спешат помогать предприятиям, открыто заявляя о том, что после вступления России в ВТО тут можно будет в буквальном смысле слова все забирать «задаром».
Из этих и других звучавших заявлений можно сделать некоторые печальные выводы. Главный из них – за 20 лет переговоров о вступлении в ВТО Россия так и не подготовилась к этому важному шагу. Причина здесь не в том, что не захотели бизнес круги, а в том, что власть подходит к новым тенденциям со старым мерилом. В невероятно сложных условиях прогнившей коррумпированной системы некоторые предприятия все же смогли выжить и модернизировать производства. Остальные в ближайшей перспективе вряд ли смогут выжить.
Как говорил в прошлом году Аркадий Злочевский – президент зернового союза России, когда в 2006 году бизнесу предложили инвестировать в развитие птицеводства, предприниматели согласились. В ответ они попросили у властей не менять договорные условия хотя бы три года. Ответ властных кругов был утвердительный.
Но как только частные средства пошли в дело, условия стали меняться и происходило это неоднократно.
Позже бизнес все-таки сдался и решился инвестировать в мясные и молочные животноводческие комплексы. Окупаемость в этой отрасли долгосрочна. Бизнесмены надеялись отбить средства за 10 лет. Но, по мнению специалистов, при вступлении в ВТО выйти в прибыль можно будет лет через 12 не менее.
Так по словам Вадима Варшавского – депутата Госдумы пятого созыва и советника «Русского агропромышленного треста» свиноводы планировали за 10 лет дорасти до 95-процентного показателя обеспечения отечественного рынка мясом собственного производства. Сегодня удалось выйти лишь на 70-процентное собственное обеспечение или 2 612 тысяч тонн в убойном весе. По прогнозам после вступления в ВТО будет возможным производить 2 207 тысяч тонн мяса свинины в
убойном весе.
В любом случае остаются и сторонники и противники вступления в ВТО. Сторонники заявляют, что то же мясо подешевеет для потребителя на 10%, но почему-то они забывают о том, что работники обанкротившихся предприятий вряд ли смогут себе позволить такие покупку даже при снижении цены. По самым скромным подсчетам в ближайшей перспективе ряды безработных, в случае вступления в ВТО, пополнят более двух миллионов человек.
Президент Института проблем глобализации Михаил Делягин не поскупился на эпитеты сравнив вступление России в ВТО с «ударом молотка по больной экономике», который может в принципе разрушить страну. Причем беспокоиться тут надо о рядовых гражданах, олигархи уже в своем большинстве вывели активы за рубеж.
Оппонентом представителям агропромышленных компаний на конференции пришлось выступать Владимиру Ткаченко. По долгу службы, будучи заместителем директора департамента торговых переговоров при Минэкономразвития, он отстаивал позицию того, что экономика выдержит, более того ничего не потеряет в краткосрочной перспективе, так как будут приняты некоторые защитные меры. Встает логичный вопрос – зачем делать то, от чего нужно принимать защитные меры? Лишнее же движение, по сути.
Глядя на чиновника и зная свои конкретные расчеты бизнес не поверил голословным заявлениям Ткаченко. Печальный опыт государственной поддержки уже всем знаком не понаслышке.
При вступлении страны в ВТО можно будет помахать рукой вслед уходящим за рубеж частным инвесторам. В то же время развитым экономикам западных стран Россия нужна. В первую очередь как неразвитый рынок.
Стоит отметить, что Китай, например, перед вступлением во Всемирную торговую организацию подготовил на Западе около 6 000 специалистов в юридической отрасли для решения торговых споров. Россия об этом и думать забыла, о чем открыто признались в Минэкономразвития осенью 2011 года. Это же в очередной раз стало очевидным во время проведенного накануне форума, организованного Партией дела, возглавляемой предпринимателем Константином Бабкиным.
Хоть партия пока не является зарегистрированной, но после встречи ее лидера, как и лидеров некоторых других незарегистрированных политических объединений с президентом, Бабкина можно смело называть политиком.
Что же мы в итоге имеем. Два десятилетия мы пытались договориться о вступлении в ВТО, ничего не сделав для того, чтобы это не стало шоком для страны. Любой специалист скажет, что вступать в ВТО на условиях, заявленных Минэкономразвития, нельзя. Это просто убьет большую половину бизнеса, который и так стоит на коленях. Лучше уж вступили бы после развала Советского Союза. Развалить все в очередной раз – это конечно по-русски, но, может, есть другие варианты?
По итогам конференции было принято обращение к гражданам страны, руководителям министерств, кандидатам в Президенты России с призывом не допустить ратификации Соглашения о присоединении к ВТО в том варианте, который был предложен.